Физиолого-гигиенические основы профессиональной ориентации и
консультации подростков.
Формирование профессиональной
направленности человека происходит в школьные годы. В старших классах у
школьников расширяется круг интересов, появляется стремление к участию в
общественно полезном труде наравне со взрослыми. Однако у многих учащихся к концу
обучения еще не вырабатываются устойчивые интересы к определенной области
знаний и роду деятельности. Большинство подростков в возрасте 13...16 лет, как
правило, не принимают во внимание соответствие избираемой профессии
особенностям здоровья и психики, потребности общества в специалистах
определенных профессий.
Вопрос «Кем быть?» школьнику решить
правильно трудно без помощи родителей, педагогов и медицинских работников.
Помощь учащемуся в рациональном выборе профессии, определение его
профессиональной пригодности к выбранной профессии — один из путей сохранения и
укрепления здоровья подростка, гармоничного развития его личности. Для
подготовки подростка к выбору профессии существует система мероприятий
профессиональной ориентации.
Медицинская профессиональная ориентация —
это система мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии,
специальности, формы обучения и места работы подростками, имеющими отклонения в
состоянии здоровья, с целью защиты их организма от неблагоприятного воздействия
профессионально-производственных факторов, которые могут привести к
формированию заболеваний, прогрессированию хронической патологии, длительной
утрате трудоспособности, ранней инвалидизации. Медицинская профессиональная
ориентация ведется в двух направлениях: основном — врачебная профессиональная
консультация и информационном — гигиеническое обучение и воспитание подростков,
ознакомление родителей и педагогов с медицинскими вопросами выбора профессии.
При проведении врачебной профессиональной
консультации основная задача медицинского персонала состоит в определении
степени риска прогрессирования отклонений в состоянии здоровья консультируемого
подростка и разработке конкретных рекомендаций по выбору профессии или
специальности, формы обучения и рациональному трудоустройству.
Реформа общеобразовательной и
профессиональной школы ставит серьезные задачи по улучшению здоровья и
медицинского обслуживания школьников, по подготовке их к трудовой деятельности
с учетом состояния здоровья. Анализ состояния здоровья подростков показывает
относительно большое распространение заболеваний, ограничивающих
профессиональную пригодность у 75...80 % учащихся. Чаще всего это заболевания
опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, органов зрения, нервной
системы, органов дыхания, а также отставание по биологическому возрасту.
Самые частые причины ограничения
профессиональной пригодности подростков — аномалии зрения, требующие ношения
корригирующих очков, что несовместимо со многими специальностями: работой на
высоте, при значительных перепадах температуры, при повышенной запыленности
воздушной среды, при необходимости пользоваться защитными приспособлениями
(строительство, «горячие цеха», металлургическая промышленность, авиация,
морской и речной флот и др.). Даже незначительные нарушения осанки могут быть
противопоказаны для профессий, где приходится работать в основном в согнутом
рабочем положении (чертежники, сборщики часов, очков, швеи, врачи-лаборанты,
обувщики и др.). Снижение слуха не позволяет работать в цехах с повышенным
уровнем шума, а также там, где требуется напряжение слуха и восприятие звуковой
информации (прядильщицы, радисты, телефонисты и др.). При заболеваниях кожи не
следует рекомендовать специальности, связанные с раздражающими и загрязняющими
кожу веществами, токами высокого напряжения.
Медицинские работники осуществляют
врачебную профессиональную консультацию на основе знания морфофункциональных
особенностей организма подростков, особенностей течения функциональных
нарушений и хронических заболеваний в подростковом возрасте, а также характера
и условий труда, их влияния на растущий организм. Все сведения о характере и
условиях труда, требования, предъявляемые данной профессией к организму
работающих, содержатся в профессиограммах — санитарных
характеристиках профессий.
При консультации используют перечни
медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков,
разработанные для профессий и специальностей, по которым осуществляется
подготовка квалифицированных кадров. Они представляют собой сборники
медицинских противопоказаний по отдельным отраслям промышленности с учетом
пола, возраста и форм производственного обучения.
Помимо исследования и оценки состояния
здоровья подростков необходимо изучение у них уровня развития
психофизиологических функций. Основные психофизиологические функции, от которых
зависит развитие специфических для данной профессии навыков и умений и
формирование рабочего стереотипа, называются ключевыми профессионально
значимыми функциями. Их делят на 6 групп: анализаторные, двигательные,
аттенционно-мнемические, интеллектуальные, индивидуально-типологические,
интеллектуальные характерологические особенности личности.
Врачебно-профессиональная консультация
является необходимым элементом медицинского обслуживания детей и подростков на
протяжении всего периода школьного и профессионального обучения. Она включает в
себя следующие этапы:
• медицинское и психофизиологическое
обследование подростка;
• анализ состояния здоровья подростка с
использованием профессиограммы и перечня медицинских противопоказаний,
сравнение уровня развития ключевых профессионально значимых функций с
психофизиологическим портретом, расчет количественной вероятности освоения
профессии;
• составление врачебно-профессионального
заключения;
• рекомендации по проведению
лечебно-профилактических мероприятий.
Контрольные вопросы
1. Почему гигиена детей и подростков
является возрастной гигиенической дисциплиной?
2. Перечислите показатели мониторинга
здоровья детей и подростков.
3. Охарактеризуйте понятия: «секулярный
тренд», «акцелерация», «децелерация» физического развития.
4. Как проводится оценка физического
развития детей и подростков по центильным шкалам и номограммам?
5. Как определяется биологический возраст
детей и подростков, перечислите критерии его оценки.
6. Охарактеризуйте критерии комплексной
оценки состояния здоровья.
7. Назовите эколого-гигиенические принципы
размещения, планировки земельного участка и здания образовательных учреждений.
8. Перечислите гигиенические требования,
предъявляемые к отдельным помещениям дошкольного образовательного учреждения.
9. Перечислите гигиенические требования,
предъявляемые к учебным помещениям школы.
10. Каким гигиеническим требованиям должно
отвечать благоустройство образовательных учреждений?
11. Какие гигиенические требования предъявляются к учебным занятиям в школе
и режиму дня школьника?
|